20-21 ноября текущего года в Центральном банке при Корпоративном центре переподготовки банковских специалистов состоялось обсуждение вопросов по оптимизации процессов оказания ряда банковских услуг.
В соответствии с новой редакцией принятого Закона Республики Узбекистан «О банках и банковской деятельности», Центральным банком, принято решение по поэтапному переходу на риск-ориентированный надзор за банками. В целях совершенствования и повышения эффективности деятельности банков, Центральный банк будет постепенно отходить от практики микрорегулирования банковской деятельности путем внедрения оптимизированных порядков осуществления отдельных видов банковских операций (кредитных, кассовых и вкладных) и пересмотра порядка расчета ряда пруденциальных нормативов.
В частности, создается правовая основа для стимулирования банков инвестировать в развитие современных банковских IT-технологий, расширяя их возможности по автоматизации бизнес процессов и позволяя увеличить спектр предоставляемых банковских услуг.
В части выдачи кредитов, отменяется практика регулирования процессов кредитования с установлением отдельных требований к управлению рисков.
Также, внедряется упрощенный порядок проведения депозитных операций для банков, наладивших систему предотвращения рисков.
Наряду с этим, ряд пруденциальных нормативов приведены в соответствие с международными нормами и рекомендациями Базель 3.
Расширяется функционал работников фронт-офисов путем предоставления возможности предоставления всех видов базовых банковских услуг одним сотрудником (универсальными операторами банковских услуг).
Предлгаемые меры послужат сокращению время ёмкости процессов оказания банковских услуг, упрощению излишней бумажной волокиты, а также расширению доступности банковских услуг.
В свою очередь, упрощение механизмов оказания банковских услуг подразумевает усиление банками системы риск-менеджмента, в том числе мониторинга за операционными рисками, следовательно, увеличивая ответственность банков при управлении рисками.
Необходимо отметить, что меры по оптимизации банковских услуг являются предметом первоочередных преобразований по переходу на современную клиентоориентированную бизнес-модель банковского дела. Центральный банк продолжит работы по изучению международного опыта и лучших мировых практик, а также выражает готовность по рассмотрению предложений коммерческих банков по дальнейшему упрощению процедур оказания банковских услуг.
При этом, Центральный банк, отходя от микрорегулирования, будет усиливать нормативно-правовую базу по регулированию отношений между банками и клиентами в целях защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг.